Комплекты ГБО: карбюраторный, моноинжекторный и инжекторный

 
 

Карбюраторный комплект

ГБО Карбюраторный комплект ГБО считается базовым, самым простым и самым надежным способом подачи газа в двигатель, но при этом дозирование подачи газа оставляет желать лучшего. Его, как и любой другой комплект ГБО, условно можно разделить на две группы оборудования.

Первая группа оборудования

На схеме № 1, 2, 3, 4. Первая группа отвечает за хранение, заправку и подачу газа в подкапотное пространство, она абсолютно одинакова для всех вариантов ГБО и включает в себя:

  • выносное заправочное устройство (ВЗУ);
  • систему медных (для пропана) магистралей: заправочная — диаметром 8 мм, расходная — диаметром 6 мм.

Вторая группа оборудования

На схеме №№ 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. Вторая (подкапотная) группа отвечает за управление выбором топлива (газ/бензин), дозировку и непосредственную подачу газа в двигатель. Она включает в себя:

  • пульт управления «газ/бензин» (вакуумный или электронный) с соответствующей индикацией и соответствующий установленному газовому редуктору переключатель «СП», который предназначен для установки системы питания газом «пропан-бутан» на автомобилях с карбюраторными двигателями и изменения вида топлива с бензина на газ и с газа на бензин. Это устройство аналогового типа. Сигнализация работы устройства происходит с помощью светящихся полей на передней стенке устройства;
  • газовый редуктор, как правило, для карбюратора вакуумный, но есть и электронные варианты;
  • газовый электромагнитный клапан в сборе с фильтром.

Конструктивные особенности

  • Бумажный фильтрующий элемент с большой площадью фильтрующей шторы (6530 кв. мм, бумага пористостью 15 мкм).
  • Магнит в полости фильтра для удержания металлических опилок.
  • Максимальное рабочее давление 3 МПа.
  • Потребляемая мощность 8 Вт.
  • Управляющее напряжение 12 В.

Электромагнитный клапан газа

Электромагнитный клапан газа предназначен для использования в составе комплектов ГБО по СТА ГТО-2-97, для переоборудования базовых карбюраторных и инжекторных автомобилей с искровым зажиганием, в качестве дополнительного оборудования, позволяющего использовать в качестве топлива газы сжиженные нефтяные по ГОСТ-27578.

Назначение в системе

  • Электромагнитный клапан газа предназначен для включения и отключения подачи сжиженного нефтяного газа (СНГ).
  • Фильтрация газа от механических примесей.

Электромагнитный бензиновый клапан

Электромагнитный бензиновый клапан предназначен для использования в составе комплектов ГБО по СТА ГТО-2-97, для переоборудования базовых карбюраторных автомобилей с искровым зажиганием, в качестве дополнительного оборудования, позволяющего использовать в качестве топлива газы сжиженные нефтяные по ГОСТ-27578.

Назначение в системе

Электромагнитный бензиновый клапан служит для подачи бензина в карбюратор при перекрытии подачи газа. В нижней части клапана имеется винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. Винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение в случае выхода из строя электросхемы газового оборудования.

 

Моноинжекторный комплект ГБО

Моноинжекторный комплект подкапотного оборудования отличается от карбюраторного отсутствием бензинового клапана, так как перевод двигателя с бензина на газ происходит при отключении форсунки моноинжектора электрически, путем разрыва цепи питания форсунки дополнительным реле. В этом комплекте используется только электронный газовый редуктор. В остальном дозировка и подача газа ничем не отличается от карбюраторного варианта.

Инжекторный комплект ГБО

Инжекторный комплект подкапотного оборудования отличается от моноинжекторного способом отключения бензиновых форсунок. Их 4, 6 или 8 в зависимости от количества цилиндров в двигателе. Перед запуском двигателя контроллер, управляющий работой двигателя, проводит тестирование всех датчиков и бензиновых форсунок.

При обнаружении неисправности, а разрыв цепи управления форсунок относится к одной из неисправностей, он выдает сигнал на панель приборов: загорается желтая лампа CHECK ENGEN. В современных моделях автомобилей при этом может выключаться зажигание.

Для исключения этого неприятного факта используется эмулятор работы форсунок, соответственно четырех-, шести- или восьмиканальный, который имитирует работу бензиновых форсунок при работе двигателя на газе. Если эмулятор подобран правильно, бензиновый контроллер подмену не замечает и двигатель работает идеально.Подача газа в двигатель осуществляется через смеситель, который подбирается по каталогу в зависимости от модели впускного коллектора двигателя. В этом комплекте оборудования тоже используется только электронный редуктор. На инжекторные двигатели возможна установка и более совершенных систем ГБО.

От устройств, рассчитанных на карбюраторные моторы, система третьего поколения отличается, в первую очередь, наличием электронного блока управления (ЭБУ). Электроника, во-первых, отключает бензиновые форсунки, не позволяя им подавать бензин во время работы на газе. Во-вторых, при пуске мотора блок кратковременно переключает его на питание бензином, давая форсункам поработать, — это исключает их коррозию и гарантирует беспроблемный запуск холодного мотора. Наконец, газовая система лямбда-контроля помогает сохранить работоспособность каталитического нейтрализатора.

 На основе данных лямбда-зонда электроника корректирует состав газовоздушной смеси. По команде ЭБУ шаговый двигатель исполнительного механизма меняет проходное сечение канала, подводящего газ к цилиндрам. Это поддерживает состав выхлопа в щадящем для катализатора диапазоне и улучшает работу мотора за счет оптимизации процесса сгорания.

В старых инжекторных моделях без катализатора кислородный датчик (лямбда-зонд) может неправильно оценивать состав пропанового выхлопа из-за того, что он существенно отличается от бензинового. Зонд при этом выдает «неправильный» сигнал, и сбитый с толку ЭБУ не может обеспечить нормальную работу двигателя. В данном случае допускается упрощенный вариант модернизации: поскольку катализатор отсутствует, компьютеру достаточно скорректированного эмулятором сигнала от датчика — «мозг» примет его за «правильный» и запустит двигатель.

Кран-переключатель режимов «газ/бензин» в инжекторных версиях имеет два, а не три, положения. Из его алгоритма исключен «нулевой вариант». Имеется в виду промежуточный между переключением с одного вида топлива на другое режим, при котором перекрыты и газ, и бензин, а двигатель вырабатывает бензин из поплавковой камеры карбюратора.

ГБО третьего поколения подают газ через один смеситель, встраиваемый в воздушный тракт впускного коллектора двигателя. Эти системы оборудуются антихлопковыми клапанами. Это нехитрое устройство препятствует воспламенению смеси во впускном коллекторе, что может иметь место при сбое в системе зажигания.

Лучше всего особенностям инжекторных двигателей отвечают системы ГБО четвертого поколения. Это уже системы распределенного впрыска газа, который подается через форсунки, установленные во впускном коллекторе непосредственно перед впускными клапанами. Форсунки снабжены электроклапанами, которые открываются по команде электронного блока управления. Как в системах впрыска бензина, топливо подается в нужный момент и в оптимальном количестве.

Благодаря этому достигаются значительные преимущества перед конструкциями предыдущей схемы: минимальное падение мощности при переходе с бензина на газ, небольшой расход газообразного топлива — практически 1:1 по отношению к бензину. Поскольку подаваемый сразу к клапанам газ не присутствует во впускном коллекторе, исключается вероятность появления «хлопков», что особенно важно, если коллектор пластиковый.

Получите бесплатную консультацию по установке ГБО на Ваш автомобиль!